Главная Хроники Города Симбирская Голгофа Священники расстрелянные в 1920-30 годах

 

  Протоиерей Петр Иванович Франтовский

Расстрелян в 1927 году (?)

Протоиерей Петр Крантовский родился в 1875 году в с. Кротовке Бугурусланского уезда Самарской губернии в семье священника. В 1892 году определен псаломщиком в с. Матвеевку Бугурусланского уезда. В 1894 году перемещен в с. Красный Яр Ставропольского уезда, где в 1896 году утвержден в должности учителя церковноприходской школы. 6 августа 1896 года рукоположен во диакона к церкви пригорода Ерыклинска; в 1897 году перемещен в с. Красный Яр. 17 марта 1905 года определен экономом в Епархиальное женское училище Симбирска. 4 октября 1906 года рукоположен во священника в с. Низовку Ардатовского уезда. В 1910 году награжден набедренником. В 1911 году перемещен в с. Кобелевку Алатырского уезда. В 1919 году перемещен в с. Большую Кандарать Карсунского уезда (в наст. время - Карсунского р-на). В 1922 году награжден наперсным крестом. О. Петр был женат, у него было пять человек детей. Жена - Мария >Александровна Покровская, 1876 года рождения. Дети: Олимпиада, 1897 года рождения; Алексей, 1899 года рождения; Александр, 1900 года рождения; Орест, 1903 года рождения; Серафим*, 1904 года рождения; Ольга; Вероника; Галина, 1910 года рождения. В 1933 году о. Петр осужден тройкой ПП ОГПУ СВК по ст. 58-10 УК РСФСР к пяти годам лишения свободы. В момент ареста о. Петр проживал в с. Арбузовке Ульяновского района. Но, по утверждению дочери о. Петра Ольги, он был расстрелян в 1927 году.

* См. стр. 66.

Член Церковного совета Михаил Михайлович Баканов

Приговорен к расстрелу 22 февраля 1930 года

в г. Ульяновске

Михаил Баканов родился в 1877 году в с. Бряндино Ставропольского уезда Самарской губ. (в наст. время - Чердаклинского района), сын крестьянина. В 1930 году проживал там же.

Священник Стефан Андреевич Силантьев

Приговорен к расстрелу 15 марта 1930 года

в г. Ульяновске

Священник Стефан Силантьев родился в 1885 году в с. Мордовской Темрязани Сенгилеевского уезда (в наст. время - Барышского района). В 1930 году проживал в с. Морд. Карагуже Новоспасского района СВК (в наст. время - Радищевского района).

Священник Фома Денисович Рыскин

Приговорен к расстрелу 4 апреля 1930 года

в г. Ульяновске

Священник Фома Рыскин родился в 1883 году в с. Барановке Хвалынского уезда Саратовской губ. (в наст. время - Николаевского района). В 1930 году проживал там же.

Священник Иаков Семенович Кольчин

Расстрелян 5 апреля 1930 года

в г. Ульяновске

Священник Иаков Кольчин родился в 1889 году в г. Бугуруслане Самарской губ. (в наст. время - Оренбургской обл.). В 1930 году проживал в с. Красной Реке Старомайнского района.

Священник Александр Федорович Гневушев

Расстрелян 28 апреля 1930 года

в г. Ульяновске

Священник Александр Гневушев родился 23 сентября 1889 г. в  с. Русской Цильне Симбирского уезда (в наст. время - Цильнинского района) в семье священника. В 1912 году окончил Симбирскую Духовную Семинарию. 14 марта 1913 года Александр Гневушев определен псаломщиком к церкви с. Русской Цильны Симбирского уезда (в наст. время - Цильнинского р-на). 9 марта 1914 г. он рукоположен во священника к церкви с. Алейкина Симбирского уезда (в наст. время - с. Старое Алейкино Ульяновского на). 3 января 1920 года о. Александр перемещен в с. Киять Буинского уезда (в наст. время - с. Кият Буинского р-на Татарии), но 3 февраля 1920 г. вновь возвращен в с. Алейкино.  7/20 июля 1921 г. он перемещен в с. Комаровку Симбирского уезда (в: наст. время - Ульяновского р-на). 8 марта 1923 года о. Александр Гневушев перемещен в с. Шумовку Симбирского уезда (в наст. время - Ульяновского р-на). В середине 20-х гг. о. Александр уволен за штат. В 1930 году он проживал в с. Бряндине Мелекесского р-на (в наст. время - Чердаклинского р-на), где и был арестован. Приговорен к расстрелу 15 апреля 1930 года Место захоронения - "на кладбищах за г. Ульяновском близ Стрижева оврага".

Священник Александр Ласточкин

Убит в 1930 году

в с. Никитино.

Священник Александр Ласточкин родился в 1876 г. В 1899 г. окончил курс в Симбирской Духовной Семинарии с аттестатом 1-го разряда. 20 февраля 1900 г. рукоположен во диакона к церкви с. Черкасских Сыресь Алатырского уезда (в наст. время - с. Сыреси Сурского р-на). 21 ноября 1900 г. рукоположен во священника к церкви с. Барашева Алатырского уезда (в наст. время - Сурского р-на). С 1 декабря 1900 г. по 1 декабря 1906 г. состоял законоучителем в местной церковно-приходской школе. 1 декабря 1906 г. переведен в с. Никитино Карсунского уезда (в наст. время – Сурского р-на), где с 1 января 1907 г. также состоял законоучителем в штатной земской школе. С 1 января 1914 г. состоял членом Благочиннического Совета. Отец Александр был женат. Жена - Клавдия Аристарховна, род. 4 ноября  1881 г. У них была дочь Фаина, род. 17 мая 1902 г. О. Александр, по рассказам местных жителей, служил в с. Никитине Сурского р-на до 1929 года. В 1929 году церковь в Никитине закрыли, и о. Александр стал служить в соседнем селе Выползове, хотя жить остался в Никитине. Однажды в 1930 году после службы он шел пешком из Выползова домой, в Никитино. По дороге его встретили никитинские комсомольцы и сильно избили, до потери сознания. Когда о. Александр пришел в себя, он с трудом добрался до дома, но скоро от полученных травм скончался.

Записал Александр Киселев.

Протоиерей Иоанн Константинович Попов

Расстрелян 26 января 1931 года

в г. Ульяновске

Протоиерей Иоанн Попов родился 4 октября 1878 г. в с. Дуброво Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. 15 июня 1898 г. окончил Ярославскую Духовную Семинарию. 14 августа 1898 г. определен на должность псаломщика в с. Золотухинское Змеиногорского уезда Омской губ. (в наст. время - с. Золотуха Локтевского р-на Алтаского края). 15 августа 1899 г. рукоположен во диакона и определен на священническое место в с. Топольное Змеиногорского уезда Омской губ. (в наст. время - Угловского р-на Алтайского края). 29 августа 1899 г. рукоположен во священника в ту же церковь. Со 2 сентября 1899 г. по сентябрь 1905 г. состоял заведующим и законоучителем Тополинской церковноприходской школы; одновременно с 1899 по 1905 гг. являлся председателем местного церковноприходского цопечительства. С 17 января 1904 г. по сентябрь 1905 г. являлся и.д. Благочиннаго Семипалатинских уездных церквей. С 23 сентября 1905 г. переведен на диаконское место при Святотроицкой церкви железнодорожной станции Омск (в наст. время - г. Омск). 25 января 1907 г. определен штатным священником той же церкви. С ноября 1905 г. по январь 1907 г. состоял законоучителем 1-х отделений женской церковноприходской школы на жд. ст. Омск. С 1 октября 1906 г. по 10 сентября 1913 г. состоял законоучителем в двухклассном железнодорожном М.н. Просвещения училище на жд. ст. Омск. С 1 марта 1907 г. по 1 сентября 1913 г. состоял законоучителем в Технических классах при Омских главных  ж.д. мастерских. С 1 ноября 1911 г. по 1 октября 1914 г. состоял законоучителем во 2-й Атаманской одноклассной казачьей смешанной школе. В сентябре 1909 г. временно назначался Благочинным церквей VI округа. 3 марта 1910 г. определением Св. Синода награжден камилавкою. В июне 1911 г. был переведен к Омскому Кафедральному Собору, но вскоре по многочисленным просьбам прихожан ж.д. ст. Омск возвращен на прежнее место. С февраля 1911 г. по 19 июля 1912 г. являлся заведующим Казанской женской общины вблизи ж.д. ст. Омск. С мая (марта?) 1912 г. являлся членом Епархиального Ревизионного Комитета Омской епархии. 19 августа 1913 г. перемещен на место настоятеля Николаевской Казачьей церкви Атаманского хутора при жд. ст. Омск (в наст. время входит в черту г. Омска). Определением  Св. Синода 27 марта 1914 г. награжден наперсным крестом. С 1 сентября 1913 г. по 1 ноября 1919 г. состоял законоучителем при одноклассном мужском железнодорожном училище М.н. Просвещения на ж.д. ст. Омск. С 1 сентября 1914 г. по 1 ноября 1919 г. - законоучителем в Атаманском мужском и женском Высшем начальном училище. С 1 октября 1915 г. по 1 октября 1917 г. - законоучителем в Атаманской 1-й смешанной казачьей школе. 29 сентября 1917 г. согласно прошению, в связи с переходом на службу по Министерству Народного Просвещения, уволен за штат. С 15 августа 1917 г. по 1 ноября 1919 г. состоял законоучителем Атаманской казенной гимназии и частной, учрежденной М.Ц. Васильевым. С 1 ноября 1918 г. по 11 февраля 1920 г. - учителем латинского языка в вечерней Атаманской гимназии для взрослых. С 1 ноября 1919 г..- учителем старшего приготовительного класса Атаманской гимназии и учителем начальной железнодорожной смешанной школы на ж.д. ст. Омск. 30/17 апреля 1919 г. возведен в сан протоиерея. 11 февраля 1920 г. согласно избранию Приходским Советом снова определен настоятелем Свято-Троицкой церкви при ж.д. ст. Омск. По благословению Святителя Тихона постановлением Св. Синода 15/28 апреля 1922 г. награжден палицею. 16,Г29 июня 1923 г. резолюцией Епископа Мелекесского Павла, викария Самарской епархии, назначен на вакансию псаломщика к Алейсандро-Невскому собору г. Мелекесса. 6/19 сентября 1923 г. назначен исп. об. Секретаря при Мелекесском епископе Павле. 6,б19 марта 1924 г. допущен в качестве временно исполняющего обязанности второго священника при Богоявленской церкви г. Симбирска. 12/25 мая 1924 г. принят настоятелем к Тихвинской церкви г. Ульяновска. О. Иоанн был женат. Жена - Варвара Григорьевна, 1877 г. р. У него были дети: Зинаида, род. 28 мая 1900 г., вышла замуж за инженера-геолога Г.М. Мокшанова, учителя Томского университета; Сергей, род. 18 августа 1901 г.; Ольга, род. 18 октября 1902 г., вышла замуж за техника Успенского; Елена, род. 11 июля 1906 г.; Анатолий, род. 22 февраля 1912 г. (обучался в школе г. Ульяновска). В 1931 году проживал в г. Ульяновске. Приговорен к расстрелу 26 января 1931 года. Захоронен на больничных кладбищах (заразных).

Председатель Церковного совета Семен Абрамович Маслин

Расстрелян 1 февраля 1931 года

в г. Ульяновске

Семен Маслин родился в 1872 году в г. Симбирске. Бывший заводчик. В 1931 году проживал в г. Ульяновске.

Священник Григорий Петрович Разумов

Умер в заключении в 1932 году

Священник Григорий Разумов родился 29 (21) января 1871 года в селе Жадовке Карсунского уезда (в наст. время - Барышского р-на) в семье священника.  Окончил Симбирскую Духовную Семинарию. 22 августа 1893 года определен псаломщиком. 31 октября 1894 года рукоположен во диакона в другой приход. 2 февраля 1897 года рукоположен во священника. С 25 января 1901 года служил в селе Аксауре Карсунского уезда (в наст. время - Инзенского района). В 1918 году награжден наперсным крестом. 3 июня 1923 года возведен в сан протоиерея. В 1932 году проживал в селе Аксауре. О. Григорий был женат. Жена - Варвара Васильевна. 7 апреля 1932 года тройкой при ПП ОГПУ по СВК осужден по ст. ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР на 5 лет лишения свободы с заменой на высылку в Северный край на тот же срок. - Мама, Варвара Васильевна, рассказывала, что отец очень рано остался круглым сиротой. Один преподаватель Симбирского Духовного училища усыновил его, дал возможность получить образование, очень ему во всем помогал. Жили мы в с. Аксауре Инзенского района. В нашей семье было девять человек детей, я - самая младшая, родилась в 1920 году и помню только двух сестер и брата. Остальные, вероятно, рано умерли. Сейчас две сестры уже умерли, а брат погиб на фронте. Отца любил весь приход, к нему шли за любым советом, с горем и радостью. Был он очень грамотным человеком, выписывал газеты, был в курсе всех событий. Брат стал председателем колхоза, а детей священнослужителей притесняли, и его без конца упрекали, что он сын священника, поэтому брат часто говорил отцу: "Папа, откажись от священства, я тебя прокормлю ты грамотный человек, работу всегда найдешь", но он отвечал: "Не проси меня, я никогда не откажусь - я за веру умру". И действительно, пришлось ему умереть за веру. Когда арестовали отца, был 1930 (?) год, я училась в первом классе, была в это время в школе. Вдруг прибегает один мальчонка и говорит: "Иди скорее домой - там отца твоего увозят!" Но что я тогда понимала – еще маленькая была, спросила: "Куда?" А он одно в ответ  "Иди скорее, я тебе говорю!" Побежала я домой. Прибегаю в слезах. Но не успела - его уже увезли. Мама говорит: "Ой, доченька, как папе хотелось с тобой проститься, он очень просил, но не разрешили, не дождались - увезли". Сначала мама ездила к нему в Инзу, где всех арестованных держали какое-то время. А потом стали распределять. Из сел Пятины, Валгусы тоже брали священников. Одного из них почему-то из Инзы вернули домой. Увезли отца в ссылку куда-то на Север. Жить после его ареста нам стало очень трудно. Одна моя сестра в это время уже работала учительницей, а другую учиться никуда не принимали. Жили мы в бедности. Около Аксаура, в нескольких километрах, находилась приходская деревня Мамырово, куда я ходила просить милостыню. Брат в это время жил в с. Качелаях Кочкуровского р-на Мордовии. Он приехал и забрал меня к себе, а мама осталась в Аксауре. У него я и жила до того времени, как пошла работать. Письма от отца из ссылки мы получали редко. Писал он, как трудно жить: "Мы, заключенные, голодаем". Окружали его люди какой-то северной национальности, которые даже не понимали по-русски. "Говорим - а друг друга не понимаем. Просим поесть - не понимают. Никогда нас ничем не поддерживали". С самого начала, как приехали, они все время голодали. Мама посылала папе посылки - шерстяные носки, сухари. Последнее письмо от отца мы получили в 1931 (?) году, жили в это время в Мордовии - в полутора километрах от с. Кочкурова, в лесхозе. Там же мы узнали и о его смерти. Приходит нам письмо, адрес написан папиной рукой. Письмо передали мне в школу, я обрадовалась, прибежала домой- "Папа письмо написал!". Открываем конверт - а там письмо от священника, который жил вместе с папой, он пишет, что: 5 февраля папа умер от голода, и он похоронил его, как мог. В заключении был он чуть больше одного года. Вскоре умерла моя сестра, и ее двух детей-сирот тоже взял к себе брат. А когда у него умерла жена, оставив двоих детей, всех нас пятерых воспитывал он один.

Записано со слов дочери священника - Вивеи Григорьевны Разумовой, проживающей в г. Ульяновске.

Записал Александр Киселев.

Священник Леонид Маркелович Благодаров

Умер в заключении в 1932 (3) году

Священник Леонид Благодаров родился в 1878 г. в селе Ермаковке Сызранского уезда (в наст. время - Ставропольского р-на Самарской обл.) в семье священника. Окончил Духовную Семинарию. 12 января 1901 г. определен учителем Министерской школы. 25 марта 1902 г. рукоположен во священника в с. Актушу Сызранского уезда (в наст. время - Шигонского р-на Самарской обл.). Одновременно назначен законоучителем в местную школу. Служил: с 11 февраля 1904 г. в с. Головцеве Сызранского уезда (в наст. время - Барышского р-на), где также состоял законоучителем. С 30 августа 1919 г. – в с. Лесном Матюнине Сенгилеевского уезда (в наст. время - Кузоватовского р-на). В 1923 г. награжден наперсным крестом. О. Леонид был женат, у него было двое детей. Осужден 26 марта 1930 года к 3 годам лишения свободы.  Окончив Симбирскую Духовную Семинарию, отец получил свой первый приход - в селе Головцево Кузоватовского района. Было Это в начале 1916 года. Помню, с каким уважением и любовью относились к нему прихожане. Он знал и любил крестьянский труд. Сам вспахивал и засеивал свой надел, не брезговал и почистить хлев. А его жена, окончившая перед замужеством епархиальное училище, кроме того, что руководила церковным хором и пела, была еще и сельской фельдшерицей: варила мази от чесотки, готовила глазные капли, обрабатывала гнойные раны, лечила младенцев от "родимчика". В нашем доме вскоре после революции постоянно прятались люди, скрывавшиеся от бандитов. Ведь в ту пору Поволжье просто кишело всякими уголовниками, особенно "славилась" банда Ушакова. Бывало, у нас на подловке жили сразу несколько семей - обыскивать дом священника бандиты не осмеливались. В середине 20-х, когда отец уже служил в Лесном Матюнино, к нам пришла крестьянка-вдова и попросила взять в работницы одну из дочерей: мол, двоих я не прокормлю. Мама выбрала младшую, но не в работницы, а «дети».

 Мама вообще была женщиной необыкновенной. Выросшая в семье священника, она чудесно рисовала - в нашем домашнем архиве до сих пор хранится ее альбом - писала стихи, играла на фисгармонии, вышивала. Однажды, было это году в 18-м, мамины таланты спасли нашу семью от смерти. Тогда во все районы пришли разнарядки: расстрелять одного священника, одного купца, одного кулака. Комиссары стали искать на всех компромат. Пришли и к нам. Пока матушка накрывала на стол, я беседовала с главным чекистом и чуть не "заложила" всю семью. Помню, сижу, складываю денежки в куклин чулок, а дяденька меня и спрашивает: "Ты зачем монеточки прячешь?" - "Да вот, - отвечаю, - скоро все у всех поотбирают, а у меня запас на хлеб будет". - "Это ты дома такие разговоры слышала?" - "Да нет, бабушка одна в селе говорила". Комиссар сразу посуровел, но за столом, уставленным кушаньями, оттаял. А потом они с маманей еще долго на фисгармонии в четыре руки играли. Комиссар-то тоже интеллигентный попался. А уходя, громко, чтобы все слышали, сказал: "Этого попа не трогать - он наш, российский". Но в 30-м отца все-таки арестовали. Помню, он только пришел со службы, прилег на кровать. Отец уже тогда был очень болен, сильно отекал, почки почти отказывали. Пришли трое с винтовками и приказали явиться в Дворянское село, в исполком. Отец нанял подводу и поехал. На следующий день мама напекла пирожков и отправила меня пешком на свидание. Тридцать километров отшагала - а навстречу нам отмеряли всего несколько минут. Смотрю, сидит он в уголке, глаза - больные, печальные... Все про дом спрашивал, а на прощание приласкал меня, как маленькую. Через три дня его отправили в Самару. Мама тем временем все, что было у нас ценного, отдала по соседям - на сохранность. Потом, когда отца уже осудили, добрые люди нам все вернули. А фисгармонию потом для клуба конфисковали. Перед этапом мама поехала к отцу в Самару. Вернулась расстроенная: с отцом даже поговорить не довелось. Представьте себе: две огромные решетки на расстоянии метров трех друг от друга. По одну сторону осужденные, по другую - родственники. Крик стоит, плач... Какие уж тут разговоры. Вскоре от отца стали приходить письма. Писал, что из-за болезни его зачислили в инвалиды и оставили без рабочей пайки. Живет тем, что подадут добрые люди - побирается. Да еще изредка местный священник подкармливает. Месяца за два до окончания срока мама обошла всю родню, собрала отцу деньги на дорогу. Но он ими так и не смог воспользоваться. Перед смертью передал их местному священнику, который переслал обратно семье. Он же написал маме, как похоронили отца: по местному обычаю его положили в долбленую колоду. Папины письма из ссылки хранились у нас до самой войны. А потом мы с естрой их сожгли. Наши семьи и так все время в страхе жили, а тут еще  моего мужа, одно время работавшего со специалистами из Америки, стали то и дело таскать в КГБ. Радуюсь, что хоть папины фотографии я тогда сберегла. Многие годы хранила их в потайных местах, и только когда оставалась одна, доставала, рассматривала, плакала, разговаривала с отцом...

Записано со слов дочери священника — Лидии Леонидовны Громовой, проживающей в г. Ульяновске.

Записала Ирина Еремина.

Священник Иоанн Павлович Лифанов

Умер в заключении в 1933 году

в г. Ульяновске

Священник Иоанн Лифанов родился в 1893 году в с. Русское Тимошкино Сызранского уезда (в наст. время - Барышского р-на), в семье крестьянина. Участник 1-й мировой войны 1914 года. Получил ранение. Окончил Духовную Семинарию. Выдержав в 1918 году испытание на звание псаломщика, он 23 июня 1919 года определен исполняющим обязанности псаломщика в с. Русское Тимошкино Сызранского уезда, а 22 января 1922 года утвержден в должности. В 1933 году о. Иоанн служил священником в с. Картине Вешкаймского р-на. 7 января 1933 года тройкой при ПП ОГПУ по СВК по ст. ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР осужден на 3 года лишения свободы. У о. Иоанна было трое сыновей: Яков - 1912 года рождения, Алексей – 1922 года рождения и Константин - 1924 года рождения. После ареста мужа матушке Ефросинии Лифановой с детьми приходилось жить у родственников. От предложения отречься от веры и пойти на службу бухгалтером или счетоводом в колхоз батюшка категорически отказался. Когда стали предлагать отречься от веры сыновьям священника, также получили отказ. Семья начала подвергаться гонениям. Все настойчивее звучали просьбы отречься от отца. Сыновьям пришлось уехать из дома. В одно из свиданий, в тюрьме города Ульяновска, матушка увидела мужа, руки и лицо которого были покрыты болячками и язвами. Когда она приехала на свидание еще раз, ей сообщили - его нет в живых. Сыновья Яков и Константин погибли в Великую Отечественную войну, Алексей умер вскоре после войны. Внуки священника Иоанна Лифанова  живут в Барышском районе.

 
Голосование
Каккие ещё функции нужны сайту?
 
Онлайн
Сейчас 30 гостей онлайн
Ближайшие праздники
Праздники России
Погода
Афоризм


Карта сайта