Главная Хроники Города Симбирская Голгофа Священники расстрелянные в 1917-20 годах

 

Невозможно исчислить всех новомучеников Российских ХХ века. Мы никогда уже не сможем установить число и имена всех пострадавших за веру и Церковь Православную. С 1917 до середины 1920-х годов массовые убийства происходили даже без составления каких-либо документов, без предъявления обвинений. Вот лишь несколько имен из того большого количества наших земляков, убиенных в первые годы советской власти, которые удалось установить.

Священник Петр Вознесенский

Расстрелян в 1917 году

в с. Ясашной Ташле

Служил о. Петр в с. Ясашной Ташле Симбирского уезда Симбирской губернии (в наст. время — Тереньгульского р-на Ульяновской обл.), О. Петр всегда обличал тех, кто шел против Бога и Церкви. Это очень не понравилось новой власти. В 1917 г. ночью пришли к его дому солдаты и бросили жребий, кому стрелять. Одному выпало, но он отказался. Сказал: «У священника семь человек детей, сироты будут, не могу». Тогда согласился другой. Вызвали о. Петра к окну, он подошел, и солдат сразу выстрелил — прямо в сердце. Похоронили о. Петра у церкви. Теперь церкви уже нет — разрушили, а могилу размыло речкой.

Записано со слов внучки Петра Вознесенского, Нины Николаевны Цветковой, проживающей в г. Ульяновске.

Записал Александр Киселев.

Священник Владимир Пиксанов

Расстрелян в 1917 году

в с. Павловке*

* В настоящее время – раб. пос. райцентр

Священник Алексей Иванович Разумов

Убит в 1918 году

в с. Китовке

Священник Алексей Разумов родился в 1871 году в семье потомственного священника Ивана Федоровича Разумова в с. Слово Карсунского уезда (ныне Инзенского р-на). В 1893 г. он окончил полный курс наук в Симбирской Духовной Семинарии и 22 декабря 1893 г. рукоположен во диакона села Кабаево Алатырского уезда Преосвященнейшим Варсонофием. 9 мая 1895 г. он рукоположен во священника в с. Вязовку Сенгилеевского уезда (ныне Майнского р-на) к церкви во имя Архистратига Божия Михаила. 2 марта 1900 г. он перемещен в с. Китовку Карсунского уезда (ныне г, Инза), где состоял священником до своей кончины в 1918 г. в церкви во имя Рождества Христова, За время службы А.И. Разумов с 1895 г. был законоучителем в земской школе, а также заведующим и законоучителем в церковной школе с 1907 г. Он также являлся попечителем Трудовой усадьбы, находящейся под главным попечительством Государыни Императрицы Александры Федоровны, за что ему 9 сентября 1899 г. Ее Величеством была Объявлена благодарность. В 1901 г. ему преподано благословение Святейшего Синода за ревностное содействие в оказании помощи населению, пострадавшего от пожара. Был женат на дочери потомственного священника Елизавете Николаевне (девичья фамилия Писарева) (1877-1943). В семействе было восемь детей: Евдокия, род. в 1895 г., Константин, род. в 189б г., Мария, род. 1898 г., Михаил, род. в 1899 г., Ольга, род. в 1901 г. (моя мать) Леонид, род. 1905 г., Владимир, род. в 1908 г., Николай, род. в 1911 г. О. Алексей погиб вместе с младшим сыном Николаем от взрыва бомбы, брошенной красноармейцами в окно его дома. Похоронен о. Алексей на Китовском кладбище.

Внук А. И. Разумова Аржанцев Б. В.

Священник Иоанн Ильинский

Расстрелян в 1918 году

в с. Никольском

В фондах Ульяновского областного архива сохранилось два документа, связанные с его судьбой и судьбой его семьи: Постановление Симбирского революционного трибунала и Заявление А. Ильинского – сына убитого о. Иоанна.

Выписка из журнала распорядительного заседания Симбирского революционного трибунала от 13 сентября 1919 г.

Революционный Трибунал, рассмотрев дело о священнике Иоанне Ильинском, обвиняемом в контрреволюции, и в виду того, что нет достаточного материала по обвинению священника Ильинского в контрреволюции, а также во внимание, что последний расстрелян неизвестными, фамилии коих установить не представилось возможным, производством прекратить. Конфискованное имущество должно быть возвращено семье.

Подлинный за надлежащими подписями.

Верно:

Секретарь (подпись).

Настоящую выписку Симбирский Губернский Рев. Трибунал препровождает в Симб. Губ. Исп. Комитет /.../ствие телефонограммы  за N 1042.

Сентября 1919 г. N 2489.

Председ. Трибунала

Секретарь (подпись)

Заявление В Симбирский Губисполком Гражданина /.../

С 25 октября 1918 г. разбирается ... о расстреле священника с.

Ш...ва* Иоанна Ильинского и до с ... семья Ильинского не может добиться окончательного постановления с целью похоронить отца ... до сих пор лежит, зарытым не... как на 2 четверти** в глубину.

Прошу Губисполком выдать разрешение на похороны отца ... его непричастностью к контрреволюционерам (как мне устно ... дал председатель Следственной Комиссии Орловский). Вторым прошу оказать активную поддержку семейству Ильинского у которого все имущество частию конфисковано, частию разграблено, частию находится у жит... Томылова, почему ... ... Губисполкома 22 апреля 1919 г. N ... Постановлению вернуть семейству Ильинских их имущество. Когда же моя мать с дочерью жили в с. Томылово***им совет ... и, что он не знает, куда ... имущество делось, – то где ...-

Председатель Сенгилеевской Следственной Комиссии т. Саблин за N 594 сообщил Симб. Ч.К. что имущество Ильинских конфисковал Комитет бедноты. Второе: до сих пор еще жива одна наша корова в Томылове, которую видели моя мать и сестра. Другая корова взята Комитетом бедноты и по слухам зарезана лицом, кому она была передана. Прошу Губисполком повторить постановление свое о возврате имущества, коровы и пр., побудить Томыловский сельский Совет постановить, чтобы имущество, находящееся у граждан села Томылова, было собрано. Семейство Ильинских ... пособий ни от кого не получало.

 9 сентября 1919 г.

А. Ильинский.

*От названия села в документе сохранились только первая и две последние буквы. Из трех имеющихся вариантов названия – Шуватово, Шарлово, Шереметьево – наиболее вероятным является последний, так как конфискованное имущество находилось в с. Томылове, а наиболее близким к нему являлось с. Шереметьево-Никольское. Второе село с подобным названием – Шереметьево-Вознесенское (в наст. время – с. Свирино Новоспасского р-на) находится на более значительном расстоянии от с. Томылова. Таким образом, священник Иоанн Ильинский, вероятнее всего, служил в с. Шереметьеве-Никольском (в наст. время – с. Никольское Кузоватовского р-на).

**2 четверти составляют около 36 см.

***В наст. время – Кузоватовского р-на.

Диакон Петр Григорьевич Петровский

и псаломщик Николаев

Расстреляны 3 (16) марта 1919 года

в с. Репьевке-Космынке

Диакон Петр Петровский родился в 1855 году в с. Анненкове Симбирского уезда (в наст. время — с. Анненково Степное Цильнинского р-на),в семье причетника. Окончил Симбирское Духовное училище, после чего стал послушником Архиерейского дома (бывшего Покровского монастыря) г. Симбирска. 29 ноября 1872 года определен причетником в пригород Юшанск, Симбирского уезда (в наст. время — с. Юшанское Майнского р-на). 11 мая 1875 года за неправильную выдачу двух метрических свидетельств уволен от должности и сослан на 3 года в Пермскую губернию, без лишения прав и свобод. 6 мая 1881 года был высочайше помилован и вернулся в Симбирскую губернию. 9 марта 1882 года определен исправляющим должность псаломщика в с. Осоку, Сенгилеевского уезда (в наст. время — Барышского р-на). 21 декабря 1882 года перемещен в с. Анненково (в наст. Время – с. Анненково Степное Цильнинского р-на). 12 июня 1887 года рукоположево диакона в с. Сияву Алатырского уезда (в наст. время — Чувашия). 27 октября 1887 года перемещен в с. Сутяжное Алатырского уезда (в наст. время — Чувашия). 9 марта 1901 года — в с. Карлинское Симбирского уезда (в наст. время — Ульяновского р-на). 28 апреля 1901 года — в с. Михайловку. 21 июля 1901 года — в с. Семеновское Алатырского уезда (в наст. Время — Порецкого р-на Чувашии).' 8 декабря 1901 года — в с. Кладбищи Алатырского уезда (в наст. время — в Чувашии). 2 ноября 1904 года уволен за штат. 24 ноября 1904 года определен на вакансию псаломщика к Христорож- дественской церкви г. Алатыря Симбирской губ.'(в наст. время — Чувашии). 5 мая 1905 года перемещен на штатное диаконское место в с. Алово Алатырского уезда (в наст. время — Атяшевского р-на Мордовии). 5 июля 190б года перемешен в с. Репьевку-Космынку Симбирского уезда (в наст. время — Майнского р-на), где и служил до конца своей жизни. О. Петр был женат, имел 5-х детей. Сохранился дневник священника Сергея Петровича Петровского — сына Петра Григорьевича, выдержки из которого с небольшими дополнениями и пояснениями и приводятся здесь.

«...В с. Анненково мои родители Петр Григорьевич и Пелагия Алексеевна Петровские только незадолго перед моим рождением приехали из далекой Пермской губернии, куда в 1875 г. отец был сослан, без лишения прав, по делу неправильной выдачи двух метрических выписей на одно лицо и откуда ему разрешено было по Высочайшему повелению снова возвратиться на работу в 1881 году. Из далекой ссылки родители возвратились в Симбирск, а потом в Анненково (в наст. время – с. Анненково Степное Ульяновского р-на) в конце августа 1881 года и поселились пока в доме моего дедушки, отца моей матери, Алексея Ивановича Воецкого, бывшего в то время тут псаломщиком. (...) В их доме мы прожили до начала 1882 года, когда отец мой снова был принят на службу по духовному ведомству и определен псаломщиком в с. Осоку Сенгилеевского уезда (в наст. время – Барышского р-на), откуда в конце этого же года был перемещен на место дедушки в родное село Анненково, который по слабости своих сил и возникших с местным священником недоразумений сдал свое место моему отцу и помог ему рядом с своим домом купить собственный дом и заняться нормальной жизнью семейного сельского псаломщика» (...). «В 1887 году, 12 июля, мой отец был рукоположен в сан диакона с назначением его в село Сутяжное Алатырского уезда (в наст. время – в Чувашии); рукоположение совершалось в Симбирском Кафедральном Соборе и на это торжество был взят с матерью и я» (...) Когда началась революция, о. Петр служил в с. Репьевке-Космынке.

Жизнь в эти годы бушевала как море в осеннюю непогоду и высоко поднимавшиеся волны этого житейского моря не могли не докатиться и до нашей семьи: одной из этих страшных волн был смыт мой незабвенный, мой дорогой отец, диакон Петр Григорьевич. Это было 3 марта (старого стиля) 1919 года. Около той местности, где жили мы (т.е. в районе сел Карлинского и Репьевки-Космынки Майнского р-на) вспыхнуло так называемое «чапанное восстание», восстание крестьян против советской власти, носившее крайне трагикомический характер. Громадные толпы крестьян, вооруженные «дрекольем», выступили против прекрасно вооруженных и строго дисциплинированных красноармейских частей. В Карлинском эта «война» окончилась сравнительно благополучно: приехавший с отрядом красноармейский офицер приказал открыть стрельбу вверх, разогнал скопище народа и собравши всех на сход в советскую школу, прочитал соответствующую нотацию, чем этот печальный инцидент и был исчерпан. Я до сих пор с глубоким уважением вспоминаю этого начальника отряда, который так гуманно, тактично и благоразумно призвал всех к порядку. Но не то было в Репьевке, где жил мой несчастный отец. Там не было ни того «похода» с «оружием и дрекольями», как в Карлинском, не было ни собрания толпы в момент приезда отряда, но тем не  менее                         приехавший из Каменки (в наст. время – с. Полбино) конный разъезд подъехал к дому псаломщика и отца, вывел их, того и другого, на улицу и тут же перед окнами, на глазах семьи расстрелял, не предъявивши никакого обвинения и никому не сказавши, за что. Убитая горем мать перенесла его тело в дом, где обмыли его кровь и облачивши в диаконские одежды, послали известить нас. Так внезапно, неожиданно и страшно оборвалась его жизнь и вихрем налетела на него смерть, оставивши за собой тяжкое горе и целое море слез любившей его родной семьи. Утром, 4 марта (был понедельник третьей недели поста) мы с братом отслужили литургию и спешно предали его христианскому погребению, опустивши своими руками в могилу, вырытую на общем Репьевском кладбище, вместе с псаломщиком Николаевым, одинаково погибшим одновременно с нашим отцом. Слетелись отдать последний долг родителю только близ жившие дети (я с Наденькой* ,брат Леня, сестра Варя) и вместе с осиротевшей старушкой-матерью оросили своими горючими слезами его мученическое тело. (...) За 2-3 дня до своей роковой кончины он посетил нас, своих детей: были в Матюнине у брата и у нас в с. Карлинском. Причем я не мог не заметить какого-то особенного, меланхолически-грустноro его настроения. Он весь был обвеян какой-то тихой, непонятной грустью. И все ласкал, ласкал своего любимца внука - Колю. Как сейчас помню утро четверга (28 февраля, а погиб он в воскресенье). Он спал в столовой на таманке. Коля, соскочивший утром со своей постельки, отправился к нему и стал читать наизусть все известные ему стихотворения, приводя в восторг своего дедушку. И все то утро, пока я лежал в своей спальне, а мать убиралась по кухне, они ворковали с ним... Днем он уехал. Я вышел проводить его за ворота, при прощании он благословил меня, и больше я не видел его живым на этой земле. И только через три дня я увидел его уже бездыханным, лежащим на том самом столе, за которым много-много рамы сиживали с ним в приятной задушевной беседе и за которым так часто собиралась вся семья, согреваясь, как солнечными лучами, ласками и любовью нашего бесконечно любимого, нашего дорогого и милого отца... Оплакали, похоронили и вернулись каждый в свой дом. И как тяжело, невыносимо тяжело было первое время! Каждая вещь говорила, напоминала о нем: каких-нибудь 3-4 дня вот он сидел тут, за этим столом, на этом стуле, вот спал на этой кушетке, а теперь... теперь о н в земле, в сырой холодной земле, под сыпучим могильным холмом и крестом и не придет к нам больше никогда-никогда...”

Дневник воспоминаний священника Сергея Петровского предоставлен его внучкой (правнучкой Петра Григорьевича Петровского) Маргаритой Сергеевной Токаренко, проживающей в г. Ульяновске.

 Александр Киселев 

* Жена Сергея Петровича Петровского.

Священник Иоанн Николаевич Ягодинский

Расстрелян 17 марта 1919 года.

1 июля 1900 г. утвержден в должности библиотекаря Благочиннической библиотеки и членом ревизионной Комиссии при Большеберезниковском свечном складе. С 10 февраля 1901 г. по 10 февраля 1904 г. исполнял обязанности члена Благочиннического Совета. 4 августа 1904 г. перемещен в с. Киржеманы на р. Мене Ардатовского уезда (в наст. время – с. Киржеманы Большеигнатовского р-на Мордовии), где со времени поступления состоял также законоучителем при местной земской школе. 28 октября 1910 г. перемещен в с. Пятину Карсунского уезда (в наст. время — Инзенского р-на). Со времени поступления в приход состоял заведующим Мамыровской церковно- приходской школой, а с 15 марта 1911 г. — также и законоучителем при Пятинском земском училище. 15 августа 1912 г. утвержден в должности депутата на Обще-Епархиальные съезды от 4-го Благочиннического округа Карсунского уезда. 29 марта 1908 г. награжден камилавкою, 6 мая 1914 г. - наперсным крестом. Отец Иоанн был женат. Жена, Александра Стефановна, род. 30 октября 18б7 г. Имел семерых детей: 1) Веру, род. 17 августа 1887 г.; 2) Геннадия, род. 23 января 1890 г., окончил Симбирскую Духовную Семинарию.

21 сентября 1914 г. рукоположен во диакона в с. Палатово Карсунского уезда (в наст. время – Инзенского р-на); 3) Антонину, род. 19 февраля 1891 г., работала учительницей земской школы с. Поселок Карсунского уезда (в наст. время – с. Большие Поселки Карсунского р-на); 4) Порфирия, род. 22 февраля 1893 г., обучался в Симбирской Духовной Семинарии; 5) Владислава, род. 18 сентября 1896 r. 6) Марию, род. в 1900 г.; 7) Нину, род. 6 марта 1906 г.

О. Иоанн, по свидетельству дочери Нины Ивановны Дмитровой, расстрелян сотрудниками местного ОГПУ во время изъятия церковных ценностей из церкви с. Пятина

Священник Александр Петрович Введенский

Расстрелян 23 марта 1919 года

в с. Ахматове Белом ключе

В фондах Ульяновского областного архива сохранилось несколько документов о судьбе о. Александра Введенского.

   Его Преосвяществу

   Высокопреосвященнейшему  Вениамину,

   Архиепископу Симбирскому и Сызранскаму.

   Села Ахматова Белого Ключа Карсунскаго уезда*

   священника Александра Петрова Введенскаго

                                            Покорнейшее прошение

Покорнейше прошу Вас Ваше Высокопреосвященство извинить меня за беспокойство, причиненное Вам моей просьбой, которая состоит в следующем: приход мой Ахматов Белый Ключ состоит всего из 135 дворов, из коих добрая половина безземельных, казенного жалованья не смотря на все мои хлопоты, положеннаго нет, нынешний год — у крестьян по малодождию неурожай и мне с моей семьей, состоящей из 3-х детей и старухи матери с братом, придется голодать, в полном смысле этого слова, ввиду чего я и обращаюсь к Вам Ваше преосвященство с покорнейшей просьбой перевести меня из с. Ахматова Белаго Ключа к Никольской церкви с. Каргина, Карсунскаго уезда**, при сем прошении прилагаю и приговор Каргинских крестьян о желании их иметь меня в своем приходе.

Села Ахматова Белаго Ключа священник Александр Введенский. 1917 г. 19-го июля.

Приговор Каргинских крестьян.

1917 года июля 16 дня мы нижеподписавшиеся Симбирской губернии, Карсунскаго уезда, прихожане Никольской церкви села Каргина, быв на приходском собрании, где предметом суждения имели следующее: священник нашего прихода Павел Троицкий перешел от нас в с. Баевку, Сенгилеевского уезда***, почему нам необходимо иметь священника, почему возымели желание иметь у нас священником из села Ахматова Белаго Ключа Александра Петровича Введенскаго, котораго мы хорошо знаем, как ревностнаго пастыря, почему просим Введенскаго определить в наш приход священником, в том и подписуемся к сему постановлению.

Граждане (подписи жителей с. Каргина).

*В наст. время — Вешкаймского р-на.

**В наст. время — Вешкаймского р-на.

***В наст. время — Кузоватовского р-на.

Его Высокопреосвященству

Высокопреосвященнейшему Архиепископу Тихону.

Благочиннаго 5 округа Карсунскаго уезда

                                       Рапорт.

Священник с. Ахматова Белаго Ключа Александр Введенский, по сообщению прихожан, 1919 г. марта 23 дня разстрелян красноармейцами, о чем с великим прискорбием долг имею донести Вашему Высокопреосвященству.

Благочинный священник Михаил Копьев.

1919 года мая 23 дня.

Священник Никита Тихонович Пазухин

Расстрелян в марте 1919 года

в с. Кошелевке

Священник Алексей Архангельский

Расстрелян в 1919 году

Место приведения приговора в исполнение неизвестно

Священник Алексей Архангельский расстрелян во время мартовского вооруженного «чапанного» восстания за «контрреволюционную деятельность».

Священник Лев Арсеньевич Ягодинский и его дочь Надежда Львовна Ягодинская

Приговорены к расстрелу 23 августа 1919 года

в г. Симбирске

Священник Лев Ягодинский родился в 1859 (1858?) году в с. Алове Алатырского уезда (в наст. время — Атяшевского р-на Мордовии), в семье диакона. В 1880 году окончил Симбирскую Духовную Семинарию. 30 июня 1880 года определен псаломщиком в с. Хохловку Симбирского уезда (в наст. время — Цильнинского р-на). Позже переведен к Покровской церкви г. Сызрани Симбирской губ., где находился до 1 сентября 1881 года. 1 сентября 1881 года перемещен в с. Старые Алгаши Симбирского уезда (в наст. время — Цильнинского р-на). 27 февраля 1883 г. рукоположен во священника в с. Малую Борлу Сенгилеевского уезда (в наст. время — Кузоватовского р-на). С 1888 года состоял законоучителем в местной школе. В 1898 году перемещен в другой приход, на псаломническую вакансию, где также состоял законоучителем. В 1899 году перемещен на священническую вакансию; в этом приходе до 1901 года также состоял законоучителем. В 1901 году перемещен на псаломническую вакансию к Воскресенской (Германовской) церкви г. Симбирска. 7 октября 1904 года зачислен сверхштатным священником к той же церкви. В Воскресенской (Германовской) церкви он и служил до конца своей жизни. О. Лев был вдовец, имел четырех детей. Его дочь, Надежда Львовна Ягодинская, родилась в 1893 году в г. Симбирске. Была учительницей школы № 31. О. Лев и его дочь Надежда приговорены к расстрелу особым отделом при Реввоенсовете Восточного фронта по обвинению в «активном содействии контрреволюции и в принадлежности к контрреволюционной организации».

Священник Михаил Петрович Соловьев

Расстрелян 5 ноября 1920 года

Священник Михаил Соловьев родился в 1886 году в г. Петровске Саратовской губернии (в наст. время — Саратовской обл.). В 1920 году проживал в с. Телятникове Барышского района (в настоящее время — Николаевского района).

Приговорен к расстрелу тройкой при ПП ОГПУ СВК по ст. 58-10, 73 п. 1 УК РСФСР.

 
Голосование
Каккие ещё функции нужны сайту?
 
Онлайн
Сейчас 57 гостей онлайн
Ближайшие праздники
Праздники России
Погода
Афоризм


Карта сайта