Главная Хроники Города П. Мартынов. Город Симбирск за 250 лет существования 5

Поселенiя, бывшiя на месте города Симбирска

 

На основанiи приведенных выше соображенiй, представляется несомненным, что наш город хотя и получил названiе от стариннаго Синбирскаго городища, но построен не на его месте. По удостоверенiю того же Невоструева (Симбирскiй сборникь 1870 года, стр. 7.), то место, где ныне существуеть Симбирск, до царствованiя Алексея Михайловича, было покрыто лесом и представляло мордовскiй „бортный ухожей", „бобровые гоны" («Бортныя ухожея» или промысел «бортничество» получил свое названie от «бортей», т, е. деревьев, выдолбленныхь искуственно, или вследствiе старости прiобревших пустоту в стволе, где и водились дикiя пчелы. Бортныя ухожья упоминаются на Руси еще во времена языческой древности, но в  XIV веке бортничество постепенно исчезает и над ним начинает  брать верх искуственное разведенiе пчелы — устройство „пасеки или пчельника". «Бобровыми гонами» назывались те урочища в рекахь, где водились бобры и где производилась ловля их. В XVII веке бобровыми гонами изобиловали очень многiе реки Pocciи и ловля бобров составляла довольно выгодный промысел, занятiе которым было обложено изввстным оброком в пользу правителества. (Описанiе документов и бумаг Московскаго Архива Министерства Юстиции; кн. IV, стр. 382) и рыбныя ловли, вотчину мордовской деревни Татаровы, Кирдяева тож (тогдашняго Карсунскаго уезда), а когда построен был город Симбирск и около него возникли слободы, та вотчина опустела, ея земли и рыбныя ловли розданы были городскими людями. Мордва и другiе рыбаки, имея на Волге, противу нынешняго Симбирска, весьма удачный рыбный лов, ставили на берегу шалаши, рыбные дворы и хижины и такими образом, по обоими берегами р. Волги, образовались рыбачьи слободы.

Существованiе этих слобод было, по всей вероятности, одною из причин, побудивших окольничаго Хитрово избрать именно это место для построенiя, на горе, нового города. Доказателеством того, что слободы были уже под горой, когда началась постройка г. Симбирска, служит еще то обстоятелество, что в то время уже существовал, на берегу р. Волги, Успенский монастырь, построенный, как надо полагать, ранее г. Симбирска, потому что иначе удобнее было бы устроить монастырь на горе, (как это и было сделано с женским Спасским монастырем), так как в то время спуски к Волге были крайне затруднительны по своему неустройству (Липинскiй, т. II, стр. 704.) В пользу того, что гора, на которой построена гор. Симбирск не представляла из себя глухой необитаемой местности, покрытой лесом, существуют различныя указанiя и предположенiя, более или менее основательныя:

1) Наибольшiй интерес, в этом отношенiи, представляют антропологическiя изследованiя, произведенныя в 1878 году, по порученiю Казанскаго общества естествоиспытателей, студентом Чугуновым, при раскопке древних кладбищ в гор. Симбирске (Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университета,) т. VIII вып. 5, стр. 1 — 63.) Произведя раскопку десяти старинных кладбищ и антропологическое изследованiе добытаго материала, Чугунов пришел к заключенiю, что самое древнее кладбище находилось на нынешней площади стapaгo Венца (часть Верхней Набережной и Большой Саратовской улице). Кладбище это, как оказалось, было довольно большим; наибольшiя длина его шла вдоль венца, а ширина была 60 caж. При раскопках далее от Венца, в сторону Большой Саратовской улицы, найдены были, на глубине аршина, слои перегнившаго навоза, деревянные столбы, глина и кирпич; из вещей здесь найдены — железный кружок, железные гвозди и пряжка от сбруи. Такая картина раскопок указывает, что к кладбищу непосредственно примыкала деревня, обитатели которой, как показали антропологическая изследованiя, принадлежали к мордовскому племени (по всей вероятности омагометанившiяся мордва — буртасы), а найденное сильное разрушенiе костяков, при благопрiятных условiях для сохраненiя скелета, несомненно доказывает значительную древность кладбища на Венце. Приведенныя иследованiя удостоверяют, что на месте нынешняго Симбирска, существовало, когда-то очень давно, мордовское селенiе. Подтвержденiем этого служат известiя татарских летописцев о существованiи Синбирска еще во время обладанiя здешним краем болгарами, почему некоторые ориенталисты прежде допускали возможность, что на месте Симбирска находился в Х или XI веке город Сивар (Симбирскiй сбориикь 1868 года, стр. 4.) и только в последнее время найдены доказателества, что гор. Сивар был в пределах нынешней Казанской губернiи.

2) В «строельной книге гор. Синбирска» (стр. 2) есть указанiе на то, что на северной окраине нынешняго Симбирска, за новыми казармами, в местности, называемой „колки", близ берега р. Волги, еще во время построенiя города, существовало „старинное татарское городище", от котораго шел вал к речке Симбирке. Следы этого городища заметны и в настоящее время, но полное отсутствiе изследованiй данной местности, не дает возможности придти к какому-либо заключенiю как о времени построенiя городища, так и о бывших его обитателях.

3) В шестидесятых годах 18-го столетiя был командирован Сенатом подполковник Свечин „для ревизованiя в некоторых губернiях дубовых рощь и для свидетельства диких лесов". Представляя в Сенат отчет о произведенной ревизiи, Свечин в рапорте излагает (3ерцалов „Краткiй историко-географическiй очерк Симбирска, Сызрани и Кашпира", изд. Симб. Губерн. Уч. Арх. Комиссии, стр. 4 и 5.„ краткое гисторическое описанiе" городов, которые он посетил и, между прочим, о Симбирске говорит, что среди города протекает речка „Синбирская вершина", (должно быть р. Симбирка) и „на сей речке прежде того-ж званiя была черемисская деревня". Откуда взял подполковник Свечин приведенныя сведенiя о черемисской деревне — он не указывает, да едва-ли они могут быть признаны достоверными, если принять во вниманiе, что дальнейшее „гисторическое" описанiе Симбирска доказывает очень плохое знакомство подполковника Свечина вообще с отечественною исторiею, потому что он пишет, например, что гop. Симбирск основан по повеленiю царя Иоанна Васильевича, что Стенька Разин много раз приступал к гор. Симбирску при царе Феодоре Иоанновиче, в 1610 году, а поэтому здесь в 1649 году боярином Хитрово сделано, «четвероугольное сосновое городовое укрепленiе» и т. д. (Там-же, стр. 5.) и наконец

4) И. Н. Юркин разсказывает , что среди чувашскаго населенiя села Каргина, Карсунскаго уезда, существует преданiе гласящее, что предкам их, Карабаю Кастрову с товарищами за верную службу, пожаловано было, в поместье, то место, где ныне расположен гop. Симбирск. По прибытiи Карабая на пожалованную землю, ему, три ночи сряду снились страшные сны. Преданiе не передает в чем заключались эти сны, но только после этого Карабай Костров с товарищами пришли к единогласному заключенiю, что здесь им, со стороны русских людей, мирнаго житья не иметь и что на этом месте, в недалеком будущем, должен быть выстроен город, а они будут выдвинуты на другое место. Под влиянiем такого решенiя, Карабай с товарищами сами оставили пожалованную им землю и взамен ея прiискали другое место, среди лесов и гор, на речке Белом Ключе, куда и переселились.

 
Голосование
Каккие ещё функции нужны сайту?
 
Онлайн
Сейчас 52 гостей онлайн
Ближайшие праздники
Праздники России
Погода
Афоризм


Карта сайта