Главная Хроники Города П. Мартынов. Город Симбирск за 250 лет существования 18

Симбирская железная дорога.

 

Вопрос о соединенiи Симбирска с центральною сетью железных дорог первоначально возник в конце 60-х годов, когда железнодорожное дело, развиваясь в Россiи с необыкновенною быстротою, составляло самую характерную черту тогдашняго экономическаго ея положенiя. В то время чуть не каждый день приходилось слышать о концессiи, или о составленiи новаго проекта, или об изысканiях, или, наконец, об окончанiи строившейся дороги. Одновременно с проектом о соединенiи железною дорогою Моршанска, через Пензу, с Самарою и, далее, с Оренбургом, возникали и обсуждались разные другiе проекты этого рода. Изысканiя от Пензы до какой либо пристани на Волге, в окрестностях Самары, производил барон фон-Кене; тогда же был проект о соединенiи Нижняго-Новгорода с Оренбургом, через Симбирск и Самару. (Симб. Губ. Вед. 1868 г., № 125.) В 1869 году, уполномоченные от Симбирскаго губернскаго земства ходатайствовали о проведенiи железной дороги из Сызрани,через Симбирск и село Промзино, Алатырскаго уезда, до Мурома. (Симб. Губ. Вед. 1895 г., № 132).

13 ноября 1869 года разрешено было инженеру Эвальду произвести, на собственный счет, изысканiя для железной дороги от Москвы до Симбирска, через города. Егорьевск, Касимов, Елатьму, Ардатов, Арзамас и Алатырь.Тоже № 95.) В 1883 году Нижегородское городское управленiе прислало в Симбирскую губернскую земскую управу свой проект соединенiя Нижняго-Новгорода с Алатырем и с Казанью. (Тоже № 18.) Однако, все перечисленные проекты и изысканiя не привели к благопрятному результату. 13 Июля 1884 года последовало Высочайшее разрешенiе на производство изысканiй направленiя Муромо-Сызранской железной дороги, через Ардатов, Алатырь, Промзино и Карсун. Симбирское губернское земство ассигновало на эти изысканiя 36,000 рублей, (Тоже № 57.) но опять-таки благопрiятнаго результата не последовало.

Этот последнiй проект, оставлявшiй в стороне Симбирск, вызвал движенiе в пользу соединенiя Симбирска с Алатырем, который и по всем предыдущим проектам считался за особо важный пункт, благодаря своему положению около р. Суры и на большом Московском тракте, покоторому издавна расположились значительныя селенiя, многiя фабрики и другiя промышленныя заведенiя. В то же время Министерством путей сообщенiя был выработан проект Муромо - Казанской линiи, через Алатырь, и когда сведенiя обутвержденiи этого проекта достигли Симбирска, наше городскоеуправленiе озаботилось составленiем экономическо-статистическаго обзора района дороги от Симбирска до Алатыря.

Выработанныя данныя, ходатайство земства, заявленiе Военнаго Министра о необходимости для военнаго ведомства Симбирско-Алатырской линiи — все это давало надежду на то, что Симбирскбудет иметь железную дорогу в том направленiи, которое идо сих пор представляется наиболее выгодным для города.Но, обстоятельства заставили правительство отложить постройку Муромо-Казанской линiи и заняться постройкою других дорог,поставленных в первую очередь, а вследствiе этого и вопросо Симбирско-Алатырской линiи не получил никакого разрешенiя. Между тем тогда уже прочно установилось движенiе по Моршанско-Сызранской дороге и выяснилось значенiе этого пути для Симбирска, как несомненно ослабившее его торговлю, вследствiе отдаленности его, во все зимнее время, от удобных путей сообщенiя, так что когда Казань исходатайствовала длясебя дорогу в новом направленiи Рязань — Казань, то снованачалось движенiе в пользу Симбирско-Алатырской линiи и даже со стороны правительства предприняты были по этому путиновыя изысканiя, порученныя инженеру Вяземскому.

Однако и на этот раз встретились препятствiя — возникли два новых проекта: первый — о соединенiи Симбирска с Саранском, составленный представителями г. Карсуна и поддержанный Симбирским губернским земством, и второй — о постройке Батрацко - Чамзинской линiи, в стороне от Симбирска, поддержанный удельным ведомством; кроме того, общество Московско-Казанской дороги,которому предложено было взять на себя постройку Симбирско-Алатырской линiи, не сочувственно отнеслось к этому. (Симб. Губ. Вед. 1894 г., №№ 18 и 19.) Тогда Симбирское городское управленiе решило обратиться к частным предпринимателям - капиталистам, которые согласилисьбы взять на себя постройку линiи на Алатырь, хотя бы узкоколейной.

Предприниматели нашлись, но они ставили первым условiем участiе местнаго населенiя в подписке на облигацiи: при узкоколейной дороге — на полмиллiона рублей (Поляков), а при ширококолейной — на два миллiона рублей (Бодиско и Бадер) Журн. Думы 26 ноября 1893 года.) Французское анонимное общество, через представителя своего, директора-распорядителя издаваемой в Париже газеты, L'Union, предложило более удобныя условiя, (Тоже 29 августа, 7 сентября и 9 ноября 1894 года.) но потребовало гарантиюна 4 % годового дохода с капитала, который будет им израсходован на постройку дороги. (Тоже 2 марта 1895 года.) На все приведенныя условия городское общество согласиться не могло.

Равным образом город не мог принять условiя общества юго-восточных железных дорог на соединенiе Симбирска с Пензою (Журн. Думы 29 августа 1894 года. Одновременно с этим Симбирское губернское эемство хлопотало о соединенiи Симбирска с Кузнецком, но тоже безуспешно. (Симб. Губ. Вед. 1894 г., № 63) и общества Московско-Казанской железной дороги на постройку линiи от Батраков на село Березники, Карсунскаго уезда, с ветвiю на Симбирск. (Журн. Думы 31 августа 1895 года.) В виду этого, городская дума 6 ноября 1895 гoда постановила ходатайствовать о соединенiи Симбирска железною дорогою в каком бы то ни было направленiи, (Тоже 6 ноября 1895 года.) так какстало очевидным, что путь на Алатырь не удастся.

Наконец, после двадцатипятилетняго ходатайства о соединенiи Симбирска железною, дорогою с другими русскими городами, в конце1895 года, получено было известiе, что правительство разрешило Московско-Казанскому обществу постройку линiи Батраки-Рузаевку, с ветвiю на Симбирск и в начале I896 года выяснилось, что. Симбирск будет соединен со станцiею Вырыпаевкою,Карсунскаго уезда. (Журн. Думы 13 декабря 1895 года и 21 февраля 1896 года.) Постройка этой дороги, а также подгорной ветви к пароходным пристаням, началась весною 1897 годаи в настоящее время уже близится к окончанию. В последнеевремя Симбирску еще посчастливилось: есть основанiе предполагать, что железнодорожный путь на Уфу пойдет через Симбирск, при чем у нашего города будет построен мост через Волгу. Нет сомненiя, что все это оживит торговлiо, разовьет общественную жизнь в Симбирске и вообще подниметзначенiе его среди городов по Волге. Железная дорога явится для Симбирска таким же внешним толчком, какими было, вначале 70-х годов, быстрое развитiе пароходства по Волге иможно быть уверенным, что навязываемое ныне Симбирску названiе соннаго города, сделается вскоре анахронизмом.

 
Голосование
Каккие ещё функции нужны сайту?
 
Онлайн
Сейчас 56 гостей онлайн
Ближайшие праздники
Праздники России
Погода
Афоризм


Карта сайта