Главная Хроники Города П. Мартынов. Город Симбирск за 250 лет существования 18

Симбирская железная дорога.

 

Вопрос о соединенiи Симбирска с центральною сетью железных дорог первоначально возник в конце 60-х годов, когда железнодорожное дело, развиваясь в Россiи с необыкновенною быстротою, составляло самую характерную черту тогдашняго экономическаго ея положенiя. В то время чуть не каждый день приходилось слышать о концессiи, или о составленiи новаго проекта, или об изысканiях, или, наконец, об окончанiи строившейся дороги. Одновременно с проектом о соединенiи железною дорогою Моршанска, через Пензу, с Самарою и, далее, с Оренбургом, возникали и обсуждались разные другiе проекты этого рода. Изысканiя от Пензы до какой либо пристани на Волге, в окрестностях Самары, производил барон фон-Кене; тогда же был проект о соединенiи Нижняго-Новгорода с Оренбургом, через Симбирск и Самару. (Симб. Губ. Вед. 1868 г., № 125.) В 1869 году, уполномоченные от Симбирскаго губернскаго земства ходатайствовали о проведенiи железной дороги из Сызрани,через Симбирск и село Промзино, Алатырскаго уезда, до Мурома. (Симб. Губ. Вед. 1895 г., № 132).

13 ноября 1869 года разрешено было инженеру Эвальду произвести, на собственный счет, изысканiя для железной дороги от Москвы до Симбирска, через города. Егорьевск, Касимов, Елатьму, Ардатов, Арзамас и Алатырь.Тоже № 95.) В 1883 году Нижегородское городское управленiе прислало в Симбирскую губернскую земскую управу свой проект соединенiя Нижняго-Новгорода с Алатырем и с Казанью. (Тоже № 18.) Однако, все перечисленные проекты и изысканiя не привели к благопрятному результату. 13 Июля 1884 года последовало Высочайшее разрешенiе на производство изысканiй направленiя Муромо-Сызранской железной дороги, через Ардатов, Алатырь, Промзино и Карсун. Симбирское губернское земство ассигновало на эти изысканiя 36,000 рублей, (Тоже № 57.) но опять-таки благопрiятнаго результата не последовало.

Этот последнiй проект, оставлявшiй в стороне Симбирск, вызвал движенiе в пользу соединенiя Симбирска с Алатырем, который и по всем предыдущим проектам считался за особо важный пункт, благодаря своему положению около р. Суры и на большом Московском тракте, покоторому издавна расположились значительныя селенiя, многiя фабрики и другiя промышленныя заведенiя. В то же время Министерством путей сообщенiя был выработан проект Муромо - Казанской линiи, через Алатырь, и когда сведенiя обутвержденiи этого проекта достигли Симбирска, наше городскоеуправленiе озаботилось составленiем экономическо-статистическаго обзора района дороги от Симбирска до Алатыря.

Выработанныя данныя, ходатайство земства, заявленiе Военнаго Министра о необходимости для военнаго ведомства Симбирско-Алатырской линiи — все это давало надежду на то, что Симбирскбудет иметь железную дорогу в том направленiи, которое идо сих пор представляется наиболее выгодным для города.Но, обстоятельства заставили правительство отложить постройку Муромо-Казанской линiи и заняться постройкою других дорог,поставленных в первую очередь, а вследствiе этого и вопросо Симбирско-Алатырской линiи не получил никакого разрешенiя. Между тем тогда уже прочно установилось движенiе по Моршанско-Сызранской дороге и выяснилось значенiе этого пути для Симбирска, как несомненно ослабившее его торговлю, вследствiе отдаленности его, во все зимнее время, от удобных путей сообщенiя, так что когда Казань исходатайствовала длясебя дорогу в новом направленiи Рязань — Казань, то снованачалось движенiе в пользу Симбирско-Алатырской линiи и даже со стороны правительства предприняты были по этому путиновыя изысканiя, порученныя инженеру Вяземскому.

Однако и на этот раз встретились препятствiя — возникли два новых проекта: первый — о соединенiи Симбирска с Саранском, составленный представителями г. Карсуна и поддержанный Симбирским губернским земством, и второй — о постройке Батрацко - Чамзинской линiи, в стороне от Симбирска, поддержанный удельным ведомством; кроме того, общество Московско-Казанской дороги,которому предложено было взять на себя постройку Симбирско-Алатырской линiи, не сочувственно отнеслось к этому. (Симб. Губ. Вед. 1894 г., №№ 18 и 19.) Тогда Симбирское городское управленiе решило обратиться к частным предпринимателям - капиталистам, которые согласилисьбы взять на себя постройку линiи на Алатырь, хотя бы узкоколейной.

Предприниматели нашлись, но они ставили первым условiем участiе местнаго населенiя в подписке на облигацiи: при узкоколейной дороге — на полмиллiона рублей (Поляков), а при ширококолейной — на два миллiона рублей (Бодиско и Бадер) Журн. Думы 26 ноября 1893 года.) Французское анонимное общество, через представителя своего, директора-распорядителя издаваемой в Париже газеты, L'Union, предложило более удобныя условiя, (Тоже 29 августа, 7 сентября и 9 ноября 1894 года.) но потребовало гарантиюна 4 % годового дохода с капитала, который будет им израсходован на постройку дороги. (Тоже 2 марта 1895 года.) На все приведенныя условия городское общество согласиться не могло.

Равным образом город не мог принять условiя общества юго-восточных железных дорог на соединенiе Симбирска с Пензою (Журн. Думы 29 августа 1894 года. Одновременно с этим Симбирское губернское эемство хлопотало о соединенiи Симбирска с Кузнецком, но тоже безуспешно. (Симб. Губ. Вед. 1894 г., № 63) и общества Московско-Казанской железной дороги на постройку линiи от Батраков на село Березники, Карсунскаго уезда, с ветвiю на Симбирск. (Журн. Думы 31 августа 1895 года.) В виду этого, городская дума 6 ноября 1895 гoда постановила ходатайствовать о соединенiи Симбирска железною дорогою в каком бы то ни было направленiи, (Тоже 6 ноября 1895 года.) так какстало очевидным, что путь на Алатырь не удастся.

Наконец, после двадцатипятилетняго ходатайства о соединенiи Симбирска железною, дорогою с другими русскими городами, в конце1895 года, получено было известiе, что правительство разрешило Московско-Казанскому обществу постройку линiи Батраки-Рузаевку, с ветвiю на Симбирск и в начале I896 года выяснилось, что. Симбирск будет соединен со станцiею Вырыпаевкою,Карсунскаго уезда. (Журн. Думы 13 декабря 1895 года и 21 февраля 1896 года.) Постройка этой дороги, а также подгорной ветви к пароходным пристаням, началась весною 1897 годаи в настоящее время уже близится к окончанию. В последнеевремя Симбирску еще посчастливилось: есть основанiе предполагать, что железнодорожный путь на Уфу пойдет через Симбирск, при чем у нашего города будет построен мост через Волгу. Нет сомненiя, что все это оживит торговлiо, разовьет общественную жизнь в Симбирске и вообще подниметзначенiе его среди городов по Волге. Железная дорога явится для Симбирска таким же внешним толчком, какими было, вначале 70-х годов, быстрое развитiе пароходства по Волге иможно быть уверенным, что навязываемое ныне Симбирску названiе соннаго города, сделается вскоре анахронизмом.

 
Голосование
Каккие ещё функции нужны сайту?
 
Онлайн
Сейчас 2 гостей онлайн
Ближайшие праздники
Праздники России
Погода
Афоризм


Карта сайта