Главная Хроники Города П. Мартынов. Город Симбирск за 250 лет существования 15

Улицы.

 

Существующiя в гор. Симбирске улицы расположены согласно плану, утвержденному Императрицею Екатериною II-й 14-го марта 1780 года. После этого, по мере увеличенiя города и по разным иным причинам, были вновь утверждаемы планы на город Симбирск (29 октября 1843 года, 23 декабря 1866 г. и 10 сентября 1887 года), но все эти последующiе планы составляли только дальнейшее развитие первоначальнаго. (Современный план г. Симбирска приложен к концу настоящаго изданiя, а сведенiя о числе, названiи и длине улиц и переулков г. Симбирска см. приложенiе № 11.) Вопрос о мощенiи улиц в городах возбужден был Цapeм Петром, который, 24 октября 1714 года, издал указ о том, чтобы со всех проезжающих „в С.-Петербургскую столицу", с возами и разною кладью, а также и на судах, собирать булыжныя камни, для мощенiя мостовой, а за непривоз камня велено брать, за каждый, по 10 копеек деньгами. Эта мера, Высочайшим повеленiем от 8 марта 1811 года, была распространена на все вообще города; (Симбирское Губернское Правленiе, исполняя это Высочайшее повеленiе, издало указ, следующаго содержанiя: „учредить в Симбирске, для удобнейшаго вымощенiя города, сбор дикаго камня на следующем основанiи: 1) с каждой барки, полубарки и лодки, приходящих по р. Волге к сему городу, брать по 30 камней, 2) с плотов разнаго рода, таким же образом сюда приходящих, взимать: с больших по 30, а с малых по 15 камней, 3) с каждаго воза, с какою бы то ни было кладью, а также с каждой простой подводы, прiезжающих в Симбирск людей и крестьян из уездов здешней губернiи, собирать по три камня, 4) камень сей должен быть величиною: на судах, плотах и лодках по 10 и выше, а на возах по 5 фунтов и выше, менее же этого весом принимать не будет, 5) кто таковых камней не привезет, с того, вместо их, взыскивать тут же за каждый камень по гривне. Предписать градской думе, чтобы она к сбору камня и ко взысканiю с него денег избрала и определила нарочных из граждан своих, при каждом везде в город, а равно к пристани Волги, по одному человеку, снабдив из них каждаго, для записки тех камней и денег, шнуровою книгою, а для поклажи камней назначить удобныя места и определить за ннм надлежащiй надзор"..... (Арх. Симб. Окр.Суда, „Сборник указов за 1811 год", № 74), но затем, вследствiе представленiя некоторых губернаторов о значительных затрудненiях при сборе камня, состоялось 6 февраля 1832 года ВЫСОЧАЙШЕЕ повеленiе, „чтобы сбор камня для мощенiя городов, или взамен онаго денег, вовсе не допускать и где оный существует — отменить, поставив в обязанность городскимдумам, под наблюденiем Начальников губернiй, назначать ежегодно из городских доходов нужную, по возможности,сумму на замощенiе площадей и улиц, сначала главных, а потом постепенно и всех прочих, с тем, чтобы дальнейшееподдержанiе устроенных по улицам мостовых, должно лежать на обязанности обывателей, каждаго против своего дома". (Второе полн. собр. зак., т. VII, ст. 5138.)

Однако, не смотря на такое общее распоряженiе, для Симбирска сделано было исключенiе. По Высочайшему повеленiю 12 февраля 1835 года, (Там же, т. Х, ст. 7866.) в Симбирске вновь установлен был сбор камня со всех судов, спускающихся к Симбирскiй пристани и, только по незначительному числу этих судов, сбор прекращен 24 октября 1850 года. (Там же, т. ХХV, ст. 24567.) Но вообще, в первой половине нынешняго столетiя о мощенiи или шоссированiи улиц в городах очень мало заботились, неаккуратно собираемый камень лежал в кучах, без всякаго употребленiя; (В 1838 году в Симбирске не было еще ни одной мощеной улицы, только перед губернаторским домом существовала небольшая торцевая мостовая. (Сумароков, „Прогулка по 12 губернiям") мостовыя составляли роскошь и существовали только в столицах, а потому непролазная грязь на улицах весною и осенью была общим достоянiем всех провинцiальных городов и Симбирск, в этом отношенiи, не составлял исключенiя. По разсказам старожилов, в 40-х годах у нас появились деревянные мостки по сторонам улиц, первоначально только около некоторых домов и лишь на более людных улицах, ( Мостки, существующiе ныне уже по всем улицам города, составляют отличительную особенность города Симбирска, среди других приволжских городов; только последнее время мостки начинают, понемногу, исчезать — их заменяют асфальтовые тротуары.)затем понемногу начали устраивать и шоссе на улицах дворянской части города. (В 1861 году предполагалось устроить шоссе даже между Симбирском и Казанью; приступлено было к производству изысканiя кратчайшаго пути, но вскоре же эту затею оставили. (Симб. Губ. Вед. 1861 г., № 6).

До пожара 1864 года в Симбирске было только четыре шоссированных улицы: Большая Саратовская (лучшая в городе), МосковскаяПокровская и Дворцовая, и то не на всем протяженiи. После пожара начали усиленно шоссировать и мостить улицы, потому что тогда это обходилось недорого: все работы производились арестантами за цену, меньшую против вольнаго труда, а в матерiал шел мусор и кирпич от сгоревших зданiй. (Симб. Губ. Вед. 1871 г., № 21.)Однако еще не очень давно в Симбирске, в особенности в северной его части, были улицы буквально непроездныя и непроходимыя. Так, в 1889 году, вся Буинская и половина Лосевой улиц были изрыты старыми кирпичными ямами, так что проезд по ним был невозможен; а Миллiонная, Сборная и Мало - Казанская улицы и Жарков переулок, при вязком глинисто-иловатом грунте и при отсутствiи мостков, в весеннее время и после дождей, представляли сплошное непроходимое болото. („Общее инвентарное описанiе г. Симбирска", стр. 50 и 52.) Даже ныне, на некоторых улицах, по окраинам города, местами, за неименiем уклона, застаивается дождевая вода.

В 1881 году некоторые домохозяева возбудили вопрос о посадке деревьев по улицам гор. Симбирска, перед домами, за тротуаром, или между домами и тротуаром. Городская управа несочувственно отнеслась к этому вопросу и, представляя его в 1885 году на разсмотренiе думы, полагала разрешить его в отрицательном смысле, (Журн. Думы 21 июня 1885 года.) на том основанiи; 1) что деревья, разрастаясь, могут стеснить проезд по улицам, или; свободный проход по тротуарам и 2) при посадке деревьев против дворов, частныя лица могут пользоваться городскою землею, уничтожая заборы, отделяющiе их дворы от улицы и такими образом увеличить свои дворы, присоединив к ним городскую землю. Результатом таких соображенiй была значительная отсрочка разрешенiя этого вопроса в благопрiятном смысле: дума передала его, в 1885 году, в особую комиссiю, для выясненiя того — на каких улицах и на каких условiях может быть допущена посадка деревьев; затем, в 1887 году, особенная комиссiя передала этот вопрос, для дальнейшей разработки, в другую комиссiю, заведующую городскими садами и бульварами (Журн. Думы 5 июня 1887 года) и только сiя последняя признала возможным допустить посадку деревьев за тротуарами, по примеру городов: Казани, Вольска и Саратова, где это служит к украшенiю города, нисколько не стесняя ни проезжающих, ни пешеходов.

Однако, нельзя сказать, чтобы домохозяева гор. Симбирска охотно пользовались полученными разрешенiем — до сих пор у нас еще очень немного улиц, по которым деревья кой где посажены перед домами. К внешнему благоустройству города должен быть отнесен, несомненно и, вопрос о заномерованiи домов в городеи обозначенiе названiй улиц. Еще в 1840 году, по распоряженiю думы, прибиты были на перекрестках надписи с названiем площадей, улиц и переулков и заномерованы дома, (Симб. Губ. Вед. 1840 г., № 3.) но, с теченiем времени, надписи эти или стерлись, или вовсе уничтожились и в 1892 году возобновлены, благодаря ходатайству о том общества врачей гор. Симбирска, которое подалов городскую управу заявленiе, что отсутствие номерацiи домов, ставит врачей в крайне затруднительное положенiе при посещенiи больных и много раз врачам приходилось возвращаться назад, за неотысканiем дома, оставляя больных без помощи. (Журн. Думы 26 августа 1892 года)

 
Голосование
Каккие ещё функции нужны сайту?
 
Онлайн
Сейчас 31 гостей онлайн
Ближайшие праздники
Праздники России
Погода
Афоризм


Карта сайта